В 2017 году наша страна отмечает 100-летие революции в России, которая буквально разделила жизнь страны на «до» и «после». Как же развивалось Ямальское образование на протяжении всего этого периода? Что волновало учителей, работающих в непростых условиях арктического края? Какие вопросы были приоритетными? В нашей новой рубрике «Хроники Ямальского образования» мы будем публиковать статьи из газет «Правда тундры», «Нарьяна Нгэрм» с 1938 года.

 

 

 

 

 

Школа Ямальского округа росла и крепла в условиях ожесточённой классовой борьбы с кулаками-шаманами и их агентами, старавшимися сохранить своё влияние на школу. Особенно ярко проявлялась эта борьба при комплектовании школ учащимися, когда классовый враг пытался нести агитацию против отправки детей в школы, против постройки школьных зданий. Школы Ямала имеют значительные достижения. В Ямало-ненецком округе работает 29 школ и 23 начальных, в том числе 10 ненецких школ-интернатов, 5 неполных средних школ в том числе 1 ненецкая и 1 средняя школа. В этих школах обучается около 2000 детей из них детей ненцев около 270 человек.

Основным типом школы на крайнем севере является школа-интернат. Школы-интернаты Ямала имеют все данные, чтобы в них были созданы образцовые условия для учёбы и жизни детей ненцев. С каждым годом растёт авторитет и революционизирующая роль этих школ в тундре.
Школа-интернат при Ямальской культбазе начала существовать с ноября 1932 года. Вначале в ней было 5 человек учащихся. За эти годы школа значительно окрепла, выросла качественно и количественно и завоевала авторитет у ненецкого населения, особенно у организованной его части-колхозников.
В 1936 учебном году в школе обучалось 51 человек ненецких ребят. Интересно отметить, что из этого количества 8 детей дошкольного возраста. Они были привезены родителями в интернат и находились здесь, в течение, всего учебного года. Факт этот также свидетельствует о возросшем доверии населения к школе.
Работа по привлечению детей в школу с каждым годом становится более организованной-переносится из отдельных чумов на районные съезды, конференции, производственные совещания, родительские собрания и т.д.
В школе есть рабочая комната, оборудованная верстаками и скамьями. Дети охотно посещают столярный и пошивочный кружки. Столярный кружок занимался и в слесарной мастерской культбазы, где дети знакомились с инструментом и простейшими операциями. На уроках по труду и во внеучебное время дети обучаются также плетению рыболовных сетей, заготовке петель для ловли куропаток, установке капканов на зайцев и песцов. Занятия местными видами труда (охотой и рыбной ловлей) в школе чрезвычайно интересуют детей-ненцев и повышают авторитет в глазах населения.
Детям прививаются санитарно-гигиенические навыки. Организовано постоянное врачебное наблюдение и медицинская помощь учащимся.
Есть уже факты перенесения детьми в семью, в чум культурно-бытовых навыков, прививаемых им в школе. Так, например Вася Тадибе, ученик 2 класса, пионер 12 лет приучил всю семью умываться, носить и стирать бельё поддерживать чистоту в чуме. Когда он приезжает на каникулы домой, он задаёт тон всему образу жизни в чуме, к его замечаниям прислушиваются .А окружающие чумы также заимствуют культуру в чуме Васи Тадибе.
Путём дифференцированного похода к отдельным ученикам школа добилась в отношении некоторых из них особенно значительных результатов. Так, Таборчи Худи не имеющий родителей которого 2 года назад буквально притащили в школу, теперь не узнаешь :он –пионер, хорошо учиться выполняет установленные в школе правила и режим дня, интересуется конструктором и построением змеев. Данила Возелов ученик 2 класса, 14 лет раньше недисциплинированный теперь является организатором первым помощником учителей, одним из наиболее сознательным и дисциплинированных учеников-он член ВЛКСМ.
Сами родители и учащиеся становятся агитаторами за школу. Немало случаев помощи их в период комплектования школы учащимися.
В школе имеется приготовленный класс, где работа проводится в соответствии с возрастными особенностями детей, по специальной программе. Большое внимание в этом классе уделяется играм, пению, занимательному чтению и привитию культурно-бытовых навыков.
С каждым годом растёт количество пионеров в школе. Если в 1933/34 годах их было всего 2,то в 1935/36 годах-29 пионеров (из них мальчиков-19, девочек-10), 11 октябрят (мальчиков-7, девочек-4) и 3 члена ВЛКСМ.
В пионерской комнате, где ребята любят проводить свободное время, имеются настольные игры, балалайка, мандилона, барабан, горн, детская художественная литература.
Пионерами с привлечением всей неорганизованной детворы, проводятся пионерские костры. Один костёр был проведён школой в чуме. Присутствовало 21 человек взрослых ненцев и 8 детей, кроме учащихся школы. Высказывались и взрослые ненцы. Их внимание привлёк рассказ пионер-работника о том, каким должен быть пионер. Переводчиками были сами пионеры, они добавили о том, что они пионеры делают в интернате, какую ведущую роль играет в школе и интернате пионер, к чему обязывает пионерский галстук. Ненцы это отмечали с удовлетворением.
В работе школы есть и большие недостатки. Нередко письменные задания и диктанты лишены тематического содержания и преследуют только цели грамматического порядка. Идейная направленность нередко отсутствует. Конкретным примером недооценки тематического момента в работах учащихся может служить тот факт, что даже в тетрадях 1 класса (педагог- т. Станкевич)* не были отражены революционные праздники. В содержании работ нередко отсутствуют местные темы.
Всё это объясняется тем, что сами педагоги ещё мало работали над повышением своей квалификации. Не было организовано в школе плановой методической работы. Учителя работали замкнуто. Школа не была также связана с другими школами. Обмен опытом отсутствовал.
Планирование педагогической работы и учёт поставлены недостаточно чётко: не определены методы, которыми будет проводится урок. Учёта проведённой работы нет, как нет и текущего учёта знаний учащихся.
Все эти недостатки являются в значительной степени следствием крайнего слабого руководства и контроля за работой школы со стороны райОНО, а также недостаточно организованной работы всего коллектива школы. Недостатки могут быть несомненно устранены при наличии дружной работы коллектива педагогов и при поддержке местных организаций культбазы и окружного отдела народного образования.
Сейчас мы имеем уже около 500 школ на Крайнем Севере. Эти школы имеют все данные к тому, чтобы стать подлинно образцовыми. К сожалению, органы ОНО, да в Наркомпросс ещё не сумели уделить достаточного внимания школам Крайнего Севера, не обеспечили эти школы квалифицированными кадрами, приспособленными к местным условиям, программно-методическими указаниями и др. материалами. Необходимо оказывать им повседневно помощь для того чтобы в ближайшие годы школы Крайнего Севера подтянуть до уровня передовых школ нашей страны.

 

Ф.Ф.Кронгауз 1937 №4 журнал Советская Арктика

Историческая справка: Летом 1932 года в поселок Новый-Порт прибыло большое количество спецпереселенцев – кулаков из Астраханской и других южных областей страны. Учеников в школе стало больше. В этом же году приехала еще одна учительница – Станкевич Станислава Ивановна. Дисциплинированная, обязательная, умеющая работать с людьми, она сыграла большую роль в пропаганде школьного образования на Ямале.

В 1937 году Станиславу Ивановну арестовали и предъявили обвинение в шпионаже в пользу Польши. Через два месяца дело закрыли, а спустя несколько месяцев после ее освобождения органы ОГПУ арестовывают мужа - М.М. Броднева (начальник Ямальской культбазы) Станиславу Ивановну, как члена семьи врага народа, увольняют из школы и выселяют из квартиры. Но все это Станислава Ивановна мужественно перенесла и до самой пенсии проработала в органах образования и управления округа.

 

 

Восточная пословица гласит: «Хоть сто раз скажи: сахар, во рту сладко не станет». Точно так же можно бесчисленно множество раз говорить ученику, каким всесторонне развитым человеком он должен стать, но если ребенок не участвует непосредственно под руководством педагогов в своем развитии, если педагоги ограничиваются только наставлениями, благие намерения так и останутся намерениями. Участие подавляющей части учеников в различных видах внеклассной работы обязательно. Именно вне урока ребята могут расширить, углубить, проверить практически полученные знания, превратить их в убеждения. Мы придаем этому обстоятельству большое значение. И в прошедшем учебном году стремились охватить внеклассовой работой как можно больше детей. К сожалению, нам не удалось еще добиться такого положения, чтобы каждый ученик занимался по крайне мере в одном кружке, но работа проделана немалая. В течении всего года ребята наглядно видели результаты работы кружка изобразительного искусства. Перед учащимися и перед взрослыми выступали участники кружков драматического и художественного чтения начальных и старших классов. Заслуживает внимания работа кружка национально-прикладного искусства, фотокружка. 

Не многим больше месяца осталось да начала занятий в школах. Не так уж много, если иметь в виду, сколько школ надо отремонтировать за это время и завершить строительство новых, обеспечить их необходимым оборудованием и пособиями. В целях успешной подготовки к новому учебному году педагогические коллективы школ района взяли на себя обязательства в кратчайшие срок закончить ремонтные работы зданий и интернатов. Бухта – Находкинская начальная школа директор тов. Батурина З.И. выполнила свои обязательства по ремонту и сейчас все ее работники находятся в отпуске. Близки к готовности Панаевская, Пуйковская и Салемальская восьмилетние школы. Полным ходом идут ремонтные работы в Ямальской школе-интернате. Новопортовской и Сеяхинской школах. Хорошую инициативу по подготовке школы и интерната к новому учебному году проявил совхоз «Россия» директор тов. Алеханов В.М. Учитывая необходимость укрепления материальной базы школы и улучшения условий труда и быта учителей, дирекция совхоза решила обеспечить школу спортивным инвентарем, построить и передать под квартиры учителей четырех квартирный жилой дом с водяным отоплением, а также открыть с началом учебного года музыкальную школу. К сожалению, не все руководители наших предприятий проявляют подобную озабоченность о том, как начнется учеба в новом году. До сентябрьского звонка остались считанные дни, а ни один рыбкооп еще не завез учебных и письменных принадлежностей. Не выполняются также заявки школ на мягкий инвентарь. Большую помощь школам в ремонте зданий и в укреплении материальной базы должны оказать предприятия района. Этой помощи, за небольшим исключением, пока не чувствуется. Руководители предприятий, по видимому, забыли и о том, что необходимо регулярно отчитываться перед РОНО о выполненных работах по строительству интернатов. Не выполняются пункты закона об обучение. Пора руководителям предприятий и исполкомам сельских Советов всерьез заняться подготовкой школ к учебному году. Этим вопросом сейчас должны заниматься не только работники народного образования, но вся общественность района. 

Н. Фатеева и.о. зав. РОНО
 

 

Правильные отношения между школой и семьей возможны тогда, когда отцы и матери будут чаще бывать в школе, установят самые откровенные отношения с учителями. А этого у нас зачастую и не бывает. Случается, мы находим в школе несправедливость и, вместо того, чтобы об этом заявить во весь голос, мы молчим: боимся испортить отношения». Это наносит большой вред делу воспитания наших детей. Очень плохо то, что некоторые родители считают для себя необязательным участвовать в мероприятиях, проводимых школой. Даже прийти на родительское собрание и то не находят времени.
Это можно сказать о таких родителях, как Зенкевич, Зыковы, Елемесовы и о других, которым нужно было бы непременно держать повседневную связь со школой. О том, что мы, родители, еще мало оказываем помощи школе, говорит и тот факт, что родительский комитет по настоящему не занимался «трудными семьями», дети которых плохо успевают, нарушают дисциплину. Взрослые нередко проходят мимо, когда видят подростков разгуливающими по улице после десяти, а то и одиннадцати часов вечера. Не практикуется у нас и дежурство родителей в Домах культуры во время, детских киносеансов. Помочь ребенку выбрать правильную дорогу в большую жизнь мы сможем лишь в том случае, если школа будет видеть свое дополнение в семье, а семья — в школе.

Е. Гаврилюк